Что
такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении
здоровых детей и детей-инвалидов.
Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между
инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько
медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то
состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации
прав и свобод людей с
нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования
приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей,
меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью
того или иного человека.
Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети,
несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в
общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту
жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные
потребности.
Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что
образование является основным правом человека и что оно создает основу для
более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование,
независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.
Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права,
как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в
реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества — сделать так,
чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне
зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования
позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу
образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение,
развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера,
преодолены барьеры среды и общественного сознания.
Инклюзию в
образовании отражают следующие принципы
·
признание равной ценности для общества всех детей и педагогов;
·
повышение степени участия воспитанников в культурной жизни местных
образовательных учреждений и одновременное уменьшение уровня изолированности
части детей от общественной жизни;
·
реструктурирование методики работы в ДОУ таким образом, чтобы она могла
полностью отвечать разнообразным потребностям всех детей, проживающих рядом с
детским садом;
·
избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в
общественной жизни для всех детей, а не только для тех, кто имеет инвалидность
или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
·
анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности
учреждений для отдельных детей. Проведение реформ и изменений, направленных на
благо всех воспитанников ДОУ в целом;
·
различия между детьми — это ресурсы, способствующие педагогическому
процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
·
признание права детей на получение образования в учреждениях, расположенных
по месту жительства;
·
улучшение ситуации в учреждениях в целом, как для детей, так и для
педагогов;
·
признание роли образовательных учреждений не только в повышении
академических показателей обучающихся, но и в развитии общественных ценностей;
·
развитие отношений поддержки и сотрудничества между учреждениями и местными
сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов
инклюзии в обществе.
·
Таким образом, суть данных принципов в доступности образования для всех
детей, проживающих рядом с учреждением. Должен быть обеспечен физический доступ
детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ — пандусы, подъемники.
Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее
мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить
потребности всех детей. Важное значение имеет совместная и индивидуальная
деятельность, формирующая из ребенка личность независимо от его возможностей
здоровья и развития. Инклюзия — не ущемление прав здоровых учеников в пользу
детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование
становится реальным правом для всех.
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой
образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и
здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от
соответствия или несоответствия критериям стандарта.
Дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но и
является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие
индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою
собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, воспитанники в детском
саду находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом,
выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные
проблемы.
Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет
личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как
гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование
является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над
общей целью — доступным и качественным образованием для всех без исключения
детей.
Документы
об инклюзии
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования».
Сайты
об инклюзии
1.
Проект центра «Взаимодействие» — http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/inclusion
2.
Равные возможности образования — http://www.znaem-mozhem.ru/node/1171
3.
Аутизм. Инклюзия. От теории к практике — http://www.autism-inclusion.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий