четверг, 18 января 2024 г.

Что такое инклюзивное образование?



Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с

нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.

Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества — сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

Инклюзию в образовании отражают следующие принципы

·         признание равной ценности для общества всех детей и педагогов;

·         повышение степени участия воспитанников в культурной жизни местных образовательных учреждений и одновременное уменьшение уровня изолированности части детей от общественной жизни;

·         реструктурирование методики работы в ДОУ таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех детей, проживающих рядом с детским садом;

·         избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в общественной жизни для всех детей, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;

·         анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности учреждений для отдельных детей. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех воспитанников ДОУ в целом;

·         различия между детьми — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

·         признание права детей на получение образования в учреждениях, расположенных по месту жительства;

·         улучшение ситуации в учреждениях в целом, как для детей, так и для педагогов;

·         признание роли образовательных учреждений не только в повышении академических показателей обучающихся, но и в развитии общественных ценностей;

·         развитие отношений поддержки и сотрудничества между учреждениями и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

·         Таким образом, суть данных принципов в доступности образования для всех детей, проживающих рядом с учреждением. Должен быть обеспечен физический доступ детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ — пандусы, подъемники. Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех детей. Важное значение имеет совместная и индивидуальная деятельность, формирующая из ребенка личность независимо от его возможностей здоровья и развития. Инклюзия — не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям стандарта.

Дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, воспитанники в детском саду находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью — доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

Документы об инклюзии

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

Сайты об инклюзии

1.      Проект центра «Взаимодействие» — http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/inclusion

2.      Равные возможности образования — http://www.znaem-mozhem.ru/node/1171

3.      Аутизм. Инклюзия. От теории к практике — http://www.autism-inclusion.com

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поздравляем с 8 марта!

Дорогие женщины, поздравляем вас с 8 Марта! Желаем вам, чтобы каждый день был наполнен яркими красками, весельем и счастьем, чтобы у вас все...