Часто родители считают, что если ребенок попал в
логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его
правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно??
Родителей
все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения
домашних заданий, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь
домой и выполнять все рекомендации с ребенком.
Зачем,
если логопед и так занимается с детьми практически ежедневно, а воспитатели
отрабатывают речевые умения и навыки?
Давайте
разберемся …
Успех
коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется
участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.
Занятия
с ребёнком дома организовать ух как не просто. Необходимо выкроить вечернее
время, (которое обычно отводится под домашние хлопоты), чтобы сесть с ребенком
за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и
обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и
грамматике, по коррекции звукопроизношения. Нередко логопед просит нарисовать
или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки, а если родители не сильны
в рисовании, то эти картинки еще нужно где-то найти, вырезать и наклеить.
Можно
попробовать все это поручить самому ребенку, но это ведь тоже чревато
проблемами. Помощь взрослого необходима.!!!
Домашнее
задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным
присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из
родителей – это помогает обоим настроиться, и придерживаться знакомых единых
требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует
и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних
заданий.
Многие
родители приходят к мнению, что педагог просто ленится: не хочет заниматься с
ребёнком, свою работу перекладывает на чужие плечи, а на занятиях – наверняка!
- занимается только проверкой домашнего задания. Это конечно же не так!
Только
при регулярном выполнении домашнего задания можно добиться стабильной
положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях логопеда.
Только при систематической работе логопеда и родителей ребенок научится
пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать
грамматические ошибки.
Семья
и детский сад должны работать ВМЕСТЕ, потому что в одиночку даже самый
хороший логопед не справится с нарушением речи:
мы
не боги, а педагоги.
У
домашних занятий есть еще один положительный момент: они становятся частью
режима дня, ребенок привыкает к систематическим занятиях, а, значит, в школе
родителям не придется усаживать его за уроки силой.
Какие
же задания даёт логопед на дом?
Все
задания основываются на материале лексической темы, изучаемой в группе на
групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда. Этот материал
закрепляют и воспитатели - на занятиях по развитию речи, конструированию,
лепке, изобразительному искусству, проводимых в первой и во второй половине
дня, и вне занятий – на прогулках, в играх, в свободной деятельности детей.
В
домашнем задании можно выделить следующие разделы:
Развитие
мелкой моторики, цель которых активизировать руки ребенка, развить
точность, согласованность, силу движений пальцев. Это массаж для рук,
пальчиковая гимнастика, работа с трафаретами и шаблонами, рисунки, аппликации,
вырезание и наклеивание картинок.
Артикуляционная
гимнастика: сначала – общая, призванная активизировать речевой аппарат,
укрепить его мышцы, затем – специальная, «постановочная» для отсутствующих
звуков. Эти упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребенок мог видеть
себя и следить за собой). Впоследствии к гимнастике добавляются упражнения на
закрепление звука в слогах, словах, фразах и связной речи.
Задания
на развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.
Задания
на формирование слоговой структуры слова.
Лексико-грамматические
задания, призванные уточнить и расширить словарь детей и научить их
использовать в самостоятельной речи полученные знания, умения и навыки. Это
упражнения на словообразование («Назови ласково», «Какой сок любишь?»),
словоизменение («Один-несколько», «Что есть – чего нет?»), согласование разных
частей речи («Мой, моя, моё, мои», «Посчитай до 5 и обратно”) и т.д.
Задания
на развитие связной речи: это составление простых и сложных предложений, с
предлогами и без, по схеме или опорным словам, описательные рассказы по плану и
схеме, задавание вопросов о предметах, рассказы по серии сюжетных картин и
одной картине и т.д.
Задания
на подготовку руки к письму и закрепление навыков чтения – обведение по
контуру, дорисовывание элементов, штриховка, печатание букв, слогов и слов под
диктовку взрослого и т.д.
При
выполнении домашних заданий необходимо знать и помнить следующее:
1)Домашнее
задание в логопедическую тетрадь записывает логопед, после занятия с ребенком.
2)Выполнять
домашние задания нужно по частям (15-20 минут), прерываясь на физкультминутки,
разминки, чтобы избежать утомления ребенка.
3)Ежедневно
в начале каждого занятия (5-7 минут) делать упражнения для пальцев и
артикуляционную гимнастику (перед зеркалом).
4)При
занятиях в выходные дни: не рекомендуем выполнять домашнее задание в
воскресенье вечером. Ребенок лучше запомнит материал, если разбить его на
небольшие порции: пятница вечером, суббота и воскресенье днем.
5)Взрослый
читает задания ребенку вслух.
Ребенок
выполняет их устно, а взрослый вписывает в тетрадь ответ ребенка, не
корректируя его, именно так, как он сказал
6)Если
нет нового задания – повторять старое.
7)Обращаться
с логопедической тетрадью бережно, и учить бережному обращению ребенка.
Графические задания (раскрасить, обвести, нарисовать), , ребенок выполняет сам,
но под руководством взрослого. Это позволит нам сохранить тетрадь аккуратной,
красивой на протяжении всего учебного года. Хорошо оформленная тетрадь – это
один из важных моментов коррекционного и педагогического воздействия.
Хвалите
детей за каждое, пусть даже незначительное достижение.
Помогайте
им – но не делайте работу за них.
Выполняйте
рекомендации специалистов и не бойтесь спросить у них совета, когда Вам что-то
непонятно.
Помните,
что ребенок не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов.
Только когда мы объединяем усилия, можно добиться поставленной цели – научить
малыша красивой, правильной речи.
Уважаемые
родители!
Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней
заинтересованности и успехов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий