4 ВИДА МОТИВАЦИИ: КАК ПРАВИЛЬНО ПОДДЕРЖИВАТЬ РЕБЕНКА
Система мотивации ребёнка включает четыре вида: внутренняя и внешняя, положительная и отрицательная. Как правило, методы мотивации детей редко используются по отдельности. Применяйте то, что комфортно вам и ребёнку. Все дети разные, и нет универсальных рекомендаций.
Внутренняя мотивация — это искреннее
желание ребёнка заниматься чем-то. Никто не принуждает и не заставляет, нет
жёстких требований и обязательств, лишь чистый интерес к деятельности.
Внутренняя мотивация — идеальный вид мотивации детей. Но, как и любого идеала,
достичь её трудно — особенно в дошкольном возрасте и младшеклассникам. С
подростками легче — те, как правило, уже понимают ценность обучения; возможно,
даже знают, чем хотят заниматься в жизни.
Важно понять, что внутренняя мотивация — формирующаяся категория, которая
должна пройти этап внешней мотивации, войти в привычку и обрасти личными
смыслами. Нужно научиться разбивать большие задачи на маленькие, после которых
можно получить безоценочную обратную связь, поддержку и одобрение со стороны
родителей. Для мам и пап важно также найти альтернативные авторитеты,
интересные ребёнку, иначе он найдёт их сам, и их ценности могут не совпадать с
ценностями семьи, но уже трудно будет встроиться.
Работа над внешней
мотивацией
Исходящая извне мотивация не такая эффективная, как внутренняя. Одно дело, когда делать домашку заставляют мама с папой, другое — когда делаешь сам, потому что горишь предметом и знаешь, как он пригодится в будущем. Но и внешняя мотивация приносит плоды — главное, знать, как пользоваться этим способом мотивации детей.
Хвалите ребёнка, отмечайте его достижения, интересуйтесь им. Говорите: «Мы поддержим тебя во всём, ты всегда можешь прийти и обсудить что угодно, мы найдём решение вместе». Делитесь своими переживаниями и страхами. Здорово, если родитель может не только поддержать на словах, но и поделиться опытом, рассказать о своём пути, достижениях, трудностях и их преодолении. Другой приём мотивации детей — демонстрируйте пример. Нет смысла думать, как поднять мотивацию к учёбе у дочери или сына, если всё свободное от работы время мама с папой сидят в телефоне или смотрят ток-шоу по телевизору.
Как поддерживать
положительную мотивацию
Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости, подарки и другие позитивные методы мотивации детей формируют положительную ассоциацию. Похвалить ребёнка за что-то или поставить хорошую оценку, когда школьник действительно заслужил — отличный способ поднять его уверенность в себе и вдохновить на дальнейшие свершения. Что касается материальной мотивации — важно разобраться, как не перегнуть палку. Бытует мнение, что дети теряют «радость от учёбы» из-за частых вознаграждений.
Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали,
то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математику и
его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него
может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете
выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься
охотнее. Но все специалисты рекомендуют с осторожностью относиться как к
чрезмерной похвале, так и постоянному неодобрению. В идеале полноценная
личность независима от оценок окружающих. Похвала должна быть по возрасту и по
нарастающей. Мы не хвалим взрослого подростка за вымытую чашку, но делаем это
по отношению к младшему школьнику. Похвала не равно материальным поощрениям. Не
путайте подкуп и одобрение.
Как использовать
отрицательную мотивацию
Скандалы, ругань, нотации, наказания, низкие отметки, угрозы — примеры отрицательной мотивации. Яркий пример отрицательной мотивации — «будешь плохо учиться, станешь дворником». Методы обмана и запугивания разрушат связь с ребёнком и не приведут к результату. Ежедневные скандалы над домашкой и вопли мамы «я тебе сто раз уже эту задачу объясняла» тоже не работают. Даже если ребёнок что-то сделает под страхом наказания, эффективность такой учёбы будет нулевая. Но есть отдельный приём отрицательной мотивации детей, который заслуживает внимания, — критика.
Критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо
сделано, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку,
что его сочинение неудачное, а вместе рассуждаете о том, что реально хотел
сказать ребёнок и что вышло, почему это так не читается и как сделать лучше.
Главное — преподносить конструктивную критику дружески, с позиции «я вместе с
тобой», а не «я по другую сторону, я лучше знаю».
Комментариев нет:
Отправить комментарий