Что такое мелкая
моторика?
На первый взгляд мелкая моторика рук — всего лишь ловкость
пальцев и кистей, позволяющая выполнять действия разной степени сложности. На
самом же деле это физиологический процесс, который координирует работу
мышечной, нервной и зрительной систем организма, задействует наше мышление,
воображение, пространственное восприятие и память.
Взрослому человеку не составляет труда выполнять простые,
на первый взгляд, действия: письмо, застегивание пуговицы или переливание воды
из кувшина в стакан. Для ребенка эти действия — высший пилотаж, который
придется осваивать в течение длительного времени.
Однако, мелкая моторика — это не только навыки
самообслуживания и быт. Наукой доказано, что кисти рук являются проекцией 2/3
частей коры головного мозга, которые располагаются вблизи речевого центра
человеческого мозга. Это позволило выдвинуть гипотезу о том, что мелкомоторное
развитие напрямую связано с развитием речи, а кисти рук — такие же речевые
органы, как и артикуляционный аппарат.
Эти знания возвели мелкую моторику в настоящий культ, на
котором спекулируют производители товаров для детей и развивающие детские
курсы. На самом деле развитие моторики не требует глубоких академических знаний
или дорогого реквизита — занятия можно проводить в домашних условиях с
использованием бытовых вещей.
В каком возрасте
начинать занятия? Этапы развития мелкой моторики у детей
Фактически первые упражнения на развитие мелкой моторики
мамы начинают делать малышам с первых дней жизни. В целях снижения мышечного
тонуса у новорожденных неврологи советуют регулярно выполнять гимнастику, в
которую входят несложные упражнения для рук и ног, поглаживания и вкладывание
маминого пальца в ладошки малыша. Эти действия стимулируют кору головного мозга
еще тогда, когда ребенок не может сделать их самостоятельно.
По мере взросления у малыша пробуждается интерес к
игрушкам. Вначале — к большим и ярким. К 3 месяцам жизни он неосознанно
к ним тянется, пытается схватить двумя руками пока еще на уровне рефлексов —
так он познает окружающий мир.
В 5-6 месяцев развивается осознанность, ребенок
тянется к конкретной игрушке, может схватить ее одной рукой, тянет в рот — так
развивается координация и укрепляются мышцы.
И, наконец, к 8-12 месяцам, когда ребенок уже сидит,
ползает, учится вставать и ходить, активно интересуется каждым окружающим его
предметом, можно начинать полноценные занятия на развитие мелкой моторики.
К этому времени малыш научился не только брать игрушки, но
и возвращать их взрослому, может перекладывать их из одной руки в другую, брать
двумя пальцами, нарочно бросать их на пол. В этом возрасте практикуют
пальчиковые игры, сортировку мелких предметов, игры с песком и т. д.
В 1-2 года ребенка уже можно увлечь «развивающими»
игрушками:
- большие кубики;
- пирамидка (малыш легко собирает до 5 колец);
- конструктор с крупными деталями;
- кнопочные игрушки.
В это время формируется первый интерес к рисованию — пока
только в виде хаотичных линий. Прогресс достигается в самообслуживании: ребенок
учится самостоятельно есть ложкой, чистить зубы, расчесываться и т. д.
К 2-3 годам эти навыки закрепляются и
совершенствуются. Малыш увлекается книгами с яркими картинками, легко листая
страницу за страницей, уверенней держит ручку или карандаш (двумя пальцами, а
не всей кистью), с удовольствием мнет пластилин, раскатывает его, отщипывает от
него маленькие кусочки.
Уже пришло время знакомить малыша с ножницами и делать
первые аппликации вместе со взрослым. А также это подходящее время, чтобы научить ребенка правильно держать ручку. Сделать это лучше
заранее, когда малыш только начинает брать пишущий предмет в руку — в противном
случае переучить будет труднее. Все эти навыки готовят его к освоению письма в
будущем.
В 3-4 года ребенок уверенно соединяет
штрихпунктирные линии, рисует по точкам. Увлекается лепкой – уже получаются
шарики, змейки и гусеницы. Может самостоятельно надеть штаны, носки, обувь,
шапку, застегнуть и расстегнуть молнию.
К 5 годам активно развиваются навыки письма,
происходит освоение написания печатных букв и цифр. Ребенок активно учит буквы,
может написать свое имя, вырезает по контуру фигурки из бумаги, раскрашивает,
не выходя за границы. Одевается и приводит себя в порядок без помощи взрослого.
В этот же период одна из рук окончательно становится доминирующей.
В 6-7 лет дошкольник уже уверенно владеет ручкой и
карандашом, зашнуровывает обувь, собирает модели из конструктора. Моторика
семилеток готова к освоению навыков каллиграфического письма, а к 8 годам
у ребенка сформируется разборчивый почерк.
Комментариев нет:
Отправить комментарий